Отделение платных услуг. Исторический очерк

ОТДЕЛЕНИЕ ПЛАТНЫХ УСЛУГ.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

 

25.07.1995 г. на основании приказов управления здравоохранения Хабаровского края (№24) и отдела здравоохранения администрации города Хабаровска (№133) состоялось «открытие хозрасчетных коек» в Муниципальной клинической больнице №10.

Согласно приказу главного врача №55 произведен перевод коек на хозрасчетную деятельность в следующих отделениях:

терапевтическое

5 коек

хирургическое

5 коек

гинекологическое

5 коек

урологическое

30 коек

офтальмологическое

30 коек

пульмонологическое

5 коек

колопроктологическое

10 коек

эндоскопическое

10 коек

 

Для фактического управления новым подразделением была создана комиссия под началом заместителя главного врача по экономическим вопросам Надежды Степановны Авдеевой.

Новая структурная единица после формирования штатного расписания, установления тарифов на хозрасчетные медицинские услуги заработала на полную мощь.

Принявший в январе 1996 г. руководство отделением А.П. Шелестов, с учетом крайне недостаточного бюджетного финансирования лечебного учреждения и невозможности территориального фонда обязательного медицинского страхования компенсировать дефицит бюджетных средств, наметил тактику дополнительного привлечения внебюджетных поступлений за счет средств граждан, предприятий, организаций и учреждений.

22.12.1997 г. отдел здравоохранения администрации города Хабаровска издал приказ №340 «Об открытии специализированных хозрасчетных отделений в городской больнице №10». С начала 1998 г. в нашей больнице начали работать следующие хозрасчетные специализированные службы:

эндоскопическая гинекология

15 коек

плановая урология и литотрипсия

15 коек

микрохирургическая офтальмология

20 коек

 

Об эффективности работы отделений на хозрасчетной основе говорят следующие цифры: общая сумма внебюджетных поступлений в 2001 г. по сравнению с 2000 г. увеличилась на 120,4%, а в 2002 г. – на 132,4%.

В январе 2004 г. должность заведующего отделением платных услуг принял кандидат медицинских наук, врач-токсиколог с 20-летним стажем Александр Юрьевич Щупак. Авторитет среди коллег, профессиональная компетенция позволили ему быстро вникнуть в проблемы предпринимательской деятельности больницы и продолжить работу по линии совершенствования стратегии оказания платных медицинских услуг.

Взаимоотношения с потребителями медицинской услуги и медицинскими работниками нашего клинико-амбулаторного объединения складываются на договорной основе и осуществляются в соответствии с основами законодательства Российской Федерации. Основанием для оказания платных услуг являются:

  1. отсутствие соответствующих медицинских услуг в программе государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи и целевых комплексных медицинских программах;
  2. отсутствие экстренных показаний к оказанию медицинских услуг;
  3. желание потребителя, обратившегося за медицинской услугой, получить её за плату, вне очереди, с повышенным уровнем сервисного обслуживания;
  4. желание потребителя получить виды медицинских услуг сверх предусмотренного стандарта обследования и лечения для данной клинико-статистической группы.

Приоритет в работе отделения в 2004-2007 гг. складывался из представленных населению сервисных услуг: палат повышенного комфорта, пониженной вместимости, а также средств быта (телевизор, холодильник, душевая).

В 2008-2010 гг. медицинская организация стала ориентироваться на альтернативных к традиционно проводимым оперативным методам лечения, таким как контактная и дистанционная литотрипсия в урологии, эндоскопические пособия в хирургии и гинекологии. Значительный доход принесли подразделения, влившиеся в состав службы платных услуг по принципу хозрасчетной деятельности: лаборатория глазного протезирования и лаборатория контактных линз. Данные службы до сих пор, являясь уникальными в своем роде и не имеющими конкуренции на Дальнем Востоке, определяют политику привлечения внебюджетных средств.

В 2018 году руководство отделением платных услуг приняла специалист с экономическим и юридическим образованием Бобровникова Анна Евгеньевна. С её приходом важность использования принципов маркетинга в хозрасчетной деятельности медицинской организации легли в основу стратегической политики отделения платных услуг.

С учетом четкого определения ключевых характеристик потенциальных потребителей платных медицинских услуг и основных тенденций на рынке платной медицинской помощи в настоящее время сформулирована концепция работы:

  1. строгое соблюдение прав пациента. Больные стремятся лечиться у докторов, общение с которыми основывается на принципах партнерства. Это подразумевает четкое юридическое обоснование взаимоотношений пациента и медицинского персонала, ответственность последнего за результаты лечения;
  2. тесное сотрудничество с компаниями по добровольному медицинскому страхованию. Достаточное количество страховых сообществ на рынке страхования формирует конкуренцию в данной сфере деятельности и, как результат, позволяет реально решать вопросы платного медицинского обслуживания застрахованного пациента;
  3. репутация лечебного учреждения и уровень сервиса. Только высокие профессионалы могут быть конкурентоспособными в борьбе за пациента, оплатившего медицинскую услугу. Предоставление сервисных услуг также является немаловажной составляющей в оплате услуги.

Система внебюджетной деятельности оказалась отнюдь не такой косной, как принято думать: последние годы тому подтверждение. Высокая активность объясняется умелым использованием преимуществ:

  1. различные источники денежных поступлений (за счет федеральных поступлений соответствующих силовых ведомств, системы добровольного медицинского страхования и личных средств граждан);
  2.  широкая известность больницы, что позволяет практически не тратить средства на продвижение и рекламу.

Коллектив отделения платных услуг надеется, что привлечение дополнительных поступлений от предпринимательской деятельности в кассу медицинской организации будет оставаться стимулом в развитии новых технологий, повышении профессионального уровня сотрудников, а также дополнительным материальным подспорьем медицинскому персоналу.